Как быстро и чётко определить ЦА
автор: Павел Станкевич
дата публикации: 8 июля 2023 г.
последнее обновление: 27 мая 2024 г.
Здравствуйте, Люди!


В этой статье мы поговорим о том, что такое целевая аудитория и как её определить.
Определение
Целевая аудитория (далее ЦА) - люди, которые с наибольшей вероятностью купят ваш продукт.

Определение портрета ЦА - базовое маркетинговое исследование. Направленное на определение потребностей, целей и задач потенциальных клиентов с целью сформировать рекламное предложение которое попадёт прямо в сердце клиента.
В этой публикации Вы не только познакомитесь с тем что такое ЦА и как её определить. Мы проведём маркетинговое исследование в котором определим целевую аудиторию, её цели, задачи, проработаем вопросы и сомнения.

Почему ЦА это фундамент маркетинга?

Имея портрет постоянного клиента, можно персонализировать ваше предложение. Персонифицировать надо всё, от рекламного объявления до лендинга. Это позволит увеличить конверсию на каждом этапе воронки продаж.


Определение ЦА бренда — отправная точка в составлении УТП, сайта, рекламных заголовков и текстов. Ведь когда мы понимаем для кого составлять предложение — становится понятно каким оно должно быть.

Уровни ЦА

Один из простых и понятных способов определить ЦА — начать разделять её на уровни. Пол и возраст в этом случае не главное, а может использоваться для ещё большей конкретизации целевой аудитории.


Примеры ЦА первого уровня:

  • Люди занимающиеся плетением из бисера
  • Строители деревянных домов
  • Авторы онлайн-курсов
  • Здоровые, безработные мужчины
  • Предприниматели



Примеры целевой аудитории второго уровня(более конкретизированная):

  • Преподаватели по плетению бисера
  • Начинающие строители деревянных домов
  • Авторы онлайн-курсов по IT
  • Здоровые, безработные мужчины без опыта работы
  • Предприниматели занимающиеся розничной торговлей


Таким образом вы может конкретизировать ЦА до бесконечности. В тоже время, на втором уровне конкретизации у нас вырисовались достаточно понятные портреты ЦА.


Позже надо выяснить цели, задачи, сомнения и вопросы которые могут у них возникать, а далее принять какое-то решение по каждому пункту. На основе этой информации принимается решение какую информацию приоритетно разместить на лендинге.

Чем точнее вы определите ЦА и её боли, тем точнее вы сможете попасть в сердца потенциальных клиентов по формуле PMPHS.


*Хороший пример ориентации на целевую аудиторию, то где лежат киндер сюрпризы в супермаркетах — на уровне глаз детей.


*Учитывайте особенности ЦА, поймите, что их беспокоит и говорите с ней на одном языке.

*В определении ЦА надо отталкиваться не от пола и возраста, а от потребности потребителей.

*Ваша ЦА — люди с потребностью которую удовлетворяет Ваш продукт в Вашем регионе.

Пример определения ЦА

Рассмотрим целевую аудиторию для нашей компании, которая намеревается продавать сотовый поликарбонат оптом.


  • Средний и малый бизнес: производители каркасов теплиц, беседок, летних душей, козырьков, навесов, которые комплектуют свои товары поликарбонатом.
  • Розничные продавцы стройматериалов.
  • Строительные компании, подрядчики.
  • Госкомпании.
  • Крупный бизнес строящий свои складские и др. хозяйственные помещения.
  • Животноводческие хозяйства
  • Тепличные хозяйства
В определении целевой аудитории поможет ваш заказчик, он лучше всех знает своих покупателей. Если делаете сайт или рекламу для себя и не знаете с чего начать — изучите сайты конкурентов. Зачастую на них есть блок «Кому подойдет этот продукт».

Персонификация ЦА

Выше мы выделили основных клиентов компании намеревающейся продавать сотовый поликарбонат оптом. Давайте персонифицируем их для более глубокого анализа.


  • Менеджер по закупкам в строительной компании
  • Менеджер по закупкам в госкомпании
  • Менеджер по закупкам в тепличном хозяйстве
  • Предприниматель который покупает сам для перепродажи
  • Предприниматель который комплектует теплицы и беседки поликарбонатом


Далее, используя концепцию "Jobs to be done" нам надо продумать цели, задачи, решения этих задач, сомнения, вопросы которые могут возникнуть у потенциального клиента. Сделать это нам поможет таблица.
Примеры таблицы с анализом целевой аудитории
Таким образом я составляю таблицу для анализа целей и задач ЦА бренда. Это базовое маркетинговое исследование перед созданием сайта.

Эта таблица — фундамент сайта. Составив её становится понятно какую информацию предоставить на лендинге.
Я сторонник короткого и ясного определения портрета ЦА. Классический "Метод Персон" требует создания слишком детализированного персонажа, в создании сайта важнее определить, что этому персонажу надо будет сделать на странице сайта, чем кто он такой.

Классический "Метод Персонажей" больше подойдёт для интернет-маркетинга в широком смысле. Например для выбора способа коммуникации с потребителем.
Следующий шаг — составить УТП. Об этом мы поговорим в следующей публикации.

Выводы

  • Сайт делается для конкретных людей, например, для менеджера по закупкам Василия из госкомпании.
  • Определение ЦА начинается с понимания того, кто ваш покупатель.
  • Далее надо персонализировать ваших покупателей.
  • Таблица — удобный инструмент для сравнения и аналитики.
  • Составьте таблицу для анализа целей, задач, вопросов и сомнений.
  • На основе таблицы придумайте как решить задачи пользователя на сайте.
Made on
Tilda